Принятый за основу проект

  • 30 09 2010
  • admin

Принятый за основу проект Иофана находился, естественно, в центре внимания прессы, много раз публиковался, анализировался. Положительно оценивались в нем именно те черты, которые уже прочно связались в общественном сознании с представлением о Дворце Советов: монументальность и символичность решения, его цельность и вместе с тем решительная высотная устремленность всей композиции. "Это устремление, однако, писал А. В.Луначарский, не имеет в себе ничего болезненного, ничего похожего на готические колокольни. Это смелое и крепкое ступенчатое устремление, не возвышение к небу с мольбой, а скорее действительно штурм высот снизу". Особо подчеркивали опосредованную, но, тем не менее, явную связь с классическими традициями, органический сплав нового и старого, в отличие от столь критиковавшегося в прежних вариантах проекта эклектического смешения разнородных стилистических элементов и черт. "Он не избегает, писал там же Луначарский, античных мотивов. . . Но он стремится выйти за пределы классики, давая простейшее разрешение задач создаваемой рабочим классом монументальной постройки, самой большой по объему постройки, которую видел мир. . .Все это находится в соответствии с тем, что мы могли бы требовать от нашего первого великого монумента: крепкое и смелое стремление вверх, свет, пропорциональность, простота, открытость массам. . . здания, рекомендующего себя самого, как дело рук человеческих, как создание масс для их собственного употребления"28.