Проекты Алабяна

  • 14 09 2010
  • admin

проектов: К. Алабяну с его бригадой (В. Симбирцев, А. Мордвинов, Я. Додица, А. Душкин, А. Власов); братьям Весниным; Б. Иофану; И. Жолтовскому и А. Щусеву; В. Щуко и В. Гельфрейху. Второй тур закрытого конкурса оказался решающим. 10 мая 1933 г. Совет строительства Дворца Советов постановил:

Сложным был путь Б. Иофана к этому проекту, принятому за основу для последующей разработки. От первых набросков до окончательного воплощения в четких и характерных пластических формах шел напряженный поиск идейно — художественного образа сооружения для массовых народных собраний, для представительства и работы высших органов народной власти. Естественно в связи с этим внимание Иофана к сооружениям античности — древним амфитеатрам, архитектуру которых мастер великолепно знал и высоко ценил. Идея Большого и Малого полукруглого залов, возникшая еще на самом раннем этапе, оставалась непременным элементом архитектурного решения на всех стадиях. Окончательное решение вызревало постепенно, от варианта к варианту и вместе с тем скачкообразно, ибо очевидна качественная разница между проектами предварительного и Всесоюзного конкурсов, с одной стороны проектами двух туров закрытого конкурса — с другой. Объемно — пространственное решение в первых двух проектах объединяло комплекс взаимосвязанных объемов. Вся композиция разворачивается в них вокруг площади для массовых действий, организованной раздельными объемами Большого и Малого залов и связывающими их портиками и галереями. Вертикальной доминантой служит прямоугольная в плане башня, завершенная символической скульптурой рабочего с факелом в руке. Основные объемы нанизаны на единую ось, идущую вдоль Москвы — реки и ориентированную на Кремль. В проекте Всесоюзного конкурса прямоугольная башня (та, которую критиковали за формальное сходство с американским небоскребом) уже приближена к ярусному цилиндрическому Большому залу. И хотя по — прежнему композиция — это комплекс самостоятельных объемов и фасад со стороны Кремля организован полуцилиндром Малого зала, ярусные членения которого эффектно читаются на фоне глухого прямоугольного массива, создана уже некоторая "завязь" будущего окончательного решения: мощный доминирующий по массе цилиндр основного зала, решенный в виде системы ярусов, в том числе и вертикально члененных, со стоящей впереди (еще не прислоненной, но уже "почти") вертикалью прямоугольного сечения, увенчанной скульптурой.