Анахроничность

  • 20 04 2010
  • admin

Эта "анахроничность" была следствием той неколебимости, с которой мастер утверждал свое понимание дальнейших путей архитектурного развития — однозначно и четко: не "новая" архитектура, не ее сплав с традицией, как, например, считал Иофан, но именно великая возрожденная классическая традиция, очищенная от многовековой скверны эклектических наслоений, от придуманных "измов" рубежа веков и первой трети нашего столетия, чистая, ясная, мудрая и величавая классика виделась ему в перспективе. Субъективно ли такое видение? Безусловно, да. Оказался ли пастер пророком? бессмысленный вопрос. Он и сам в своих многочисленных последующих работах смело интерпретировал классические мотивы, создавая их неожиданные вариации и сочетания. Дом на Моховой — это вовсе не образец для подражание (чего, кстати говоря, не поняли многие последователи и исследователи), но именно программа — неизбежно перенасыщенная, в чем — то нарочитая и канонизированная в своих генеральных положениях. В нем намечены те, в принципе никогда недосягаемые горизонты, куда в пору всеобщего замешательства звал за собой мастер, указывая не столько конкретную тропку, сколько общее направление движения, которое он считал единственно верным. Ему поверили, за ним пошли, к нему потянулась молодежь. Еще вчерашние безоглядные приверженцы конструктивизма, даже наиболее ярые, молодые, талантливые, как — то незаметно сменили вехи, творческие позиции и стали старательными учениками и искренними почитателями мэтра, его знаний, умения, таланта.