Жолтовский

  • 12 04 2010
  • admin

Нельзя не учесть еще некоторых особых обстоятельств, которые властно диктовало время. Жолтовский был вовлечен в орбитру многоступенчатого конкурсного проектирования Дворца Советов и, как мы помним, получил одну из трех высших премий на открытом Всесоюзном конкурсе. Это было и время погруженности в концептуальный замысел дома на Моховой. Могли ли не связаться в творческом сознании эти две профессиональные задачи? Вспомним к тому же, что в то время направление нынешнего проспекта Маркса, включающее прежнюю Моховую, рассматривалось в перспективе как главный парадный проспект — эспланада к будущему главному зданию страны — Дворцу Советов. И мастер своей постройкой на Моховой непосредственно включался в формирование этого будущего проспекта. Было бы очень любопытно проследить связи предложений Жолтовского по Дворцу Советов и его дома на Моховой — априори можно сказать, что исследователя ждут на этом пути неожиданные открытия. Мастер считал, что Дворец Советов должен определять собой архитектуру будущей Москвы, а общим знаменателем этой архитектуры должна быть классическая традиция. Он писал: "Мы должны разрешить проблему строительства Дворца Советов с таким расчетом, чтобы это грандиозное здание было центром будущей Москвы, оправдывающим и определяющим всю планировку столицы. . . Дворец Советов. . . должен определить стиль Москвы. Это тот принцип, который был положен в основу планировки античных городов. При проектировании Дворца Советов следует поэтому учесть богатейшее культурное наследие античности. Нам придется опереться на этот исторический стиль и от него уже идти более современными путями к нашим дням. . ,"г. Дом на Моховой, по — видимому, рассматривался и в этих связях — во всей чистоте его форм и стоящих за ними высоких принципов классической архитектуры.