Гармоничность и диссонансность

  • 23 01 2010
  • admin

Гармоничность и диссонансность форм, их подавляющее величие и человечность, впечатление пышности и целомудренности, оглушающей победности и лиричности странным образом уживаются в удивительном архитектурном ансамбле Волго-Донского канала. Впрочем, может быть все это кажется странным лишь для нашего "выпрямленного" сознания? Может быть, сочетание всего этого, на первый взгляд, трудно, а то и вовсе несочетаемого, и есть как раз диалектическая основа рождения архитектурно — художественного образа? Архитектуру канала много критиковали и "справа" и "слева". Традиционное мышление видело в свободе обращения с архитектурным языком нарушение незыблемых академических канонов: "желая отойти от прообразов и создать совершенно новую архитектуру, писал Ю. Яралов, авторы шли на неоправданное нарушение установившихся закономерностей сложения архитектурных пропорций и форм, что приводило к нарушению логики, а следовательно, и к отступлению от жизненной правды, от действительности"4. О какой логике и правде действительности здесь идет речь? Если бы мы даже захотели копировать, точно воспроизводить давно ушедшую архитектуру, то и тогда никакой логики и правды здесь быть не может, ибо строительная подоснова теперь совсем иная, а вся архитектурная одежда является не более, чем украшением. Нет, не нужна здесь скучная академическая "логика" и "правда", куда логичнее и правдивее вольные "цитаты", свободные вариации на традиционные темы, так много говорящие сознанию человека, делающие для него архитектуру более живой, теплой, понятной. Только сегодня мы начинаем осознавать это, а наши коллеги предыдущего поколения, в том числе авторы Волго — Дона, еще в 50 — е годы непосредственно к этому подходили интуитивно.