Композиция арок

  • 17 12 2009
  • admin

Вместе с тем все эти приемы зрительного облегчения вовсе не дематериализуют образ, вся телесность, могучая осязаемость которого сохраняется в полной мере. В композицию арки введены редко встречающиеся здесь элементы — наложенные на поверхность обелиски, фланкированные к тому же прямоугольными пилонами — лопатками. Своими многократно пересекающимися строго вертикальными и чуть скошенными гранями и ребрами эти элементы, с одной стороны, подчеркивают устремленность всей композиции вверх, а с другой, и это, пожалуй, еще более важная их композиционная функция, зрительно выявляют пластическую объемность сооружения, его как бы монументально — скульптурную многослойность и глубину. Именно артикулированная объемность этих и многих других элементов композиции усиливает ощущение основательности, массивности, насыщенной вместе с тем спокойной, но внятно выраженной устремленностью вверх, какой — то тяжеловесной легкостью, змедленной стремительностью. Это диалектическое сопоставление, казалось бы, противоположных и взаимно исключающих мотивов и выражаемых ими внутренних сил архитектурного организма и впечатление, им пораждаемое, пожалуй, и составляют тайну особого очарования этой арки. (Как мы еще увидим, это относится в существенной мере и к архитектуре всего комплекса в целом.) Конечно, можно, как это многократно делалось, объявить все эти тонкости пластической разработки архитектуры просто — напросто излишествами, нопопробуйтеснять их — что тогда останется? Впрочем, при таком подходе и саму арку нужно снять и тогда вообще повода ни к каким сомнениям не останется, впрочем, как и к раздумиям, переживаниям, ассоциациям — одним словом, художественным впечатлениям.