Традиционная в архитектуре форма арки

  • 14 12 2009
  • admin

Традиционная в архитектуре форма триумфальной арки, наполнившись новым идейным содержанием, оказавшись в новых условиях восприятия и функционирования (под ней теперь проходят не люди, но корабли), существенно трансформировалась. Нужно сказать, что это не первая трансформация этой традиционной формы, восходящей к античным прототипам. В частности, русские зодчие от Ухтомского до Стасова существенно развили и модифицировали эту впечатляющую архитектурную форму. Смело отходя от канонических пропорций и создавая самобытные композиции, они зрительно облегчили триумфальную арку. Были переосмыслены тяжеловесные развитые аттики, легче стали пропорции, облегчились членения, венчания, карнизы. Эту линию смелого переосмысления канонических черт продолжили архитекторы ВолгоДонского канала. Колоссальные размеры арок канала и их расположение среди открытых пространств потребовали новых композиционных решений. В отличие от традиционных арок, в том числе русского классицизма, изобиловавших тонко профилированными изысканно нарисованными пластическими деталями, рассчитанными на восприятие с близких точек, триумфальные арки канала прежде всего ориентированы на далекие перспективы, восприятие с близкой дистанции для них — частный случай, к тому же быстро проходящий — вместе с кораблем через шлюз. Отсюда главное внимание, как и во всех сооружениях ансамбля, на силуэт, 250 объемное решение. Объемы арок массивны, поверхности их стен обработаны предельно лаконично, деталей немного, но все они рельефные, крупные, подчеркивающие масштаб сооружений, видные издалека.